Развитие интеллекта
Особенности развития интеллекта у особых детей с аутизмом проявляются в замедленном темпе, хотя еще в 80-х годах прошлого века исследователи считали, что интеллектуальные способности особого ребенка с этим диагнозом существенно не страдают. Современные психиатры придерживаются мнения, что особые дети с аутизмом отстают в умственном развитии за счет недостатка в общении. Поскольку такие дети с трудом способны выполнять простые бытовые действия, их необходимо кормить из ложечки, одевать и водить на прогулки, то это является составной частью образовательных потребностей особых детей с аутизмом. Особый ребенок с аутизмом не может в достаточной мере проявить свой интеллект, хотя обычно у него отлично развита механическая память, благодаря которой такие дети способны воспроизводить огромные объемы цифровой и визуальной информации.
Отличным примером специфически развитых интеллектуальных способностей детей с аутизмом является 26-летний парень из США, который при своем диагнозе питал интерес к картам и маршрутам своего большого города. Он знал наизусть номера всех маршрутных линий, улиц, трасс, автобусных остановок и умел консультировать автомобилистов в продолжительных пробках. Соответственно его назначили на должность диспетчера на одном из вокзалов. И вместе с тем он с трудом проявлял способности к самообслуживанию. Парня кормила с ложечки и одевала мать, как маленького ребенка, который постоянно нуждается в опеке.
Еще одним примером специфически развитого интеллекта может служить Стивен Вилтшайр, которому был диагностирован аутизм в возрасте трех лет. Мальчик произнес первое слово в пять лет. Всю жизнь он был заинтересован в сборе визуальной информации, и даже при этом мог нарисовать шариковой ручкой топографическую карту города после пролета над окрестностями на вертолете.
При аутизме дети практически не развивают собственный эмоциональный интеллект, что существенно тормозит их умственное развитие, провоцируя отсталость и неудовлетворенность жизнью. Исходя из этих параметров, образовательные потребности детей с аутизмом включают комплекс мер и программ, нацеленных на развитие логического мышления и способности проявлять эмоции. Особый ребенок с аутизмом нуждается в специфических мерах заботы о нем со стороны родителей и педагогов-реабилитологов. В ходе реализации образовательных потребностей особые дети с аутизмом должны научиться понимать и принимать окружающий мир со всеми его яркими жизненными красками, что будет мотивировать их на развитие интеллектуальных способностей в течение всего жизненного цикла.
Эмоционально-волевая сфера
Особые дети с аутизмом проявляют дефицит развития эмоционального интеллекта, что приводит к задержке общего психического развития. Это означает, что в кругу семьи и среди сверстников особый ребенок практически не способен проявлять эмоции, выдерживать соответствующую мимику и жесты, характерные для той или иной ситуации. Реализуя образовательные потребности особого ребенка с аутизмом, формируется способность искреннее проявлять эмоции, ведь эта функция у детей с аутизмом страдает от невозможности проявить себя в обществе, адекватно адаптироваться в социальном пространстве. Это приводит к неумению таких детей общаться на равных со взрослыми и сверстниками, обмениваясь коммуникационными сообщениями и мимическими жестами.
Вместе с тем, у детей-аутистов могут проявляться неадекватные и повышенные реакции возбудимости, агрессии и страха. У нормального ребенка обычно чувство страха не возникает в связи с необоснованными ситуациями. Напротив, дети с аутизмом могут подвергаться опасности по причине стереотипных действий, по причине которых малыши и подростки могут попадать в опасные и проблематичные конфликты. Тем не менее, особый ребенок с таким диагнозом практически не может подпасть под действие или влияние кого-нибудь из взрослых или сверстников, так как он постоянно нацелен на избегание прямого контакта с окружающим миром. Для детей-аутистов характерна особенная оценка реальности, и практически они мало способны к нормальной самостоятельной жизни, так как живут в мире грез и иллюзий, ничего не имеющих общего с реальностью и повседневностью. В этой связи крайне важно в круг образовательных задач включать все потребности особого ребенка с аутизмом, ранжировать их по степени сложности для ребенка с тем, чтобы планомерно посредством мер психолого-педагогической коррекции по возможности социализировать особого ребенка с аутизмом.
Предлагаю на страницах этого сайта делиться своими успехами в преодолении недуга вашего особого ребенка. А так же сообщать, где (в каких учреждениях) сейчас наиболее эффективно лечат заболевание вашего особого ребенка.
Ваш позитивный опыт будет полезен другим людям. Что само по себе очень важно! Давайте помогать друг другу! Мы все в одной лодке: кому-то поможем мы, а кто-то поможет нам.
Вместе с тем слово «помощь» не стоит понимать буквально. Речь идет не о деньгах. Но иногда вовремя данный совет, подсказка бывает ценнее денег. Ведь упущенное время в вопросах реабилитации ребенка не вернешь никакими деньгами!