В статье «Особый ребенок с ДЦП» мы обозначим первостепенные проблемы особого ребенка с ДЦП: в физическом состоянии, психическом развитии, в развитии интеллекта, а так же в эмоционально волевой сфере.
Общее состояние
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга. По этой причине у особого ребенка с ДЦП развиваются прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Медики считают, что основные причины ДЦП связаны с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Особый ребенок с легкой степенью ДЦП обучаем, может самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Особый ребенок со средней степенью ДЦП нуждается в посторонней помощи. Ребенок с тяжелым течением ДЦП не владеет навыками самообслуживания и находится в полной зависимости от окружающих.
Физическое состояние
Особый ребенок с ДЦП отстает в физическом развитии, если начинает стоять и ходить, то с большой задержкой. Особый ребенок с тяжелой степенью ДЦП в силу своего физического состояния не способен активно двигаться, что приводят к искривлению позвоночника (лордозы, которые прогрессируют в отсутствие коррекционной работы), контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.
B результате спастики (повышения мышечного тонуса), резкого напряжения приводящих мышц бедра и контрактур икроножных мышц особый ребенок с диагнозом ДЦП лишается возможности произвольных движений. Особый ребенок опирается не на подошву стоп, а на пальцы, колени соприкасаются между собой и при ходьбе трутся друг о друга, При гиперкинетической форме ДЦП преобладают насильственные движения с нарастающей спастичностью мышц, поражающей не только органы движения, но и органы речи. Сон особых детей с тяжелой формой ДЦП расстроен: они долго засыпают, часто просыпаются, плачут и кричат во сне.
Уровень психического развития
У особых детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы отсутствует согласованность движений рук и глаз. Положение вещей усугубляется, если имеют место неправильные установки тела (головы и конечностей) например: голова опущена на грудь, либо на плечо, руки и ноги согнуты. Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его развития.
Уровень развития интеллекта
Речевое развитие особого ребенка тоже имеет отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры головного мозга. Основными формами речевых нарушений особого ребенка могут быть: задержка речевого развития, дизартрия, моторная алалия, нарушение письменной речи (дисграфия). Особый ребенок с ДЦП, учитывая тяжесть физического состояния, весьма ограничен в полноценном общении, познавательной активности. Это способствует медленному развитию словарного запаса ребенка. Особый ребенок имеет недостаточную устойчивость и распределяемость внимания, у него снижен объем механической памяти.
Эмоционально-волевая сфера
Особый ребенок испытывает повышенную утомляемость, быстро становится вялым, пассивным, раздражительным, утрачивают интерес к выполняемой работе. Такие дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов,
Вывод: особому ребенку с ДЦП, прежде всего необходима коррекционная работа с целью устранения неправильной установки положения тела, снятия спазма мышц посредством постоянных специальных упражнений и расслабляющего массажа. Ребенок так же нуждается в поддержке в процессе социальной адаптации, психолого-педагогическом сопровождении в условиях специального образования.
Наш Закон «О социальной защите населения в РФ» не совершенен. Но в наших силах сделать его лучше, человечнее, что ли. Предлагаю в комментариях записывать свои предложения по внесению изменений в законодательство. Вместе мы – огромная созидательная сила! Пусть ваш особый ребенок станет стимулом в генерировании вами идей по совершенствованию законодательства о социальной защите. И нам, и нашим детям, а также будущим поколениям, имеющим в семье особого ребенка, это поможет пережить нелегкие испытания с наименьшими издержками.
Поделитесь этой ссылкой в социальных сетях и тем самым вы окажете посильную помощь детям-инвалидам и не только. Ведь от беды никто не застрахован.