Общее состояние
Особый ребенок с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата) может иметь следующие типы нарушений: болезни костно-мышечной системы, последствия полиомиелита, параличи (включая ДЦП), миопатии, врожденные и приобретенные недоразвития и деформациями опорно-двигательного аппарата. При легкой и средней степени НОДА особый ребенок может ходить самостоятельно, либо с помощью специальных приспособлений (костыли, ходунки). Навыками самообслуживания особый ребенок с НОДА при легкой и средней степени поражения овладевает полностью или частично. При тяжелой степени поражения ребенок лишен возможности ходить, навыками самообслуживания не владеет вовсе.
Уровень психического развития
Особый ребенок с НОДА плохо ориентируется в пространстве, обладает низкой познавательной активностью, наблюдается задержка психического развития, работоспособность понижена. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Уровень развития интеллекта
Внимание у особых детей с НОДА характеризуется неустойчивостью, плохой концентрацией и распределяемостью. Память отличается слабостью запоминания и недостаточным процессом воспроизведения. Преобладает механическое запоминание, быстрая забывчивость, что приводит к медленному накоплению учебных знаний и умений. Недостаточность интеллектуального развития сочетается с личностной и эмоциональной незрелостью. Особый ребенок с НОДА испытывает трудности с обобщением из-за обедненности социально-бытового опыта. Для ребенка с НОДА характерна низкая речевая активность.
Эмоционально-волевая сфера
Продуктивность деятельности особого ребенка с НОДА невысокая в результате повышенной истощаемости. Ребенок с НОДА подвержен частым колебаниям настроения и повышенной тревожности. На неудачи ребенок реагирует весьма болезненно. Для ребенка с НОДА характерны: раздражительность, капризность, повышенная вспыльчивость, обидчивость. По этой причине особые дети с НОДА довольно сложно адаптируются в социуме. У такого ребенка ослаблен самоконтроль. Большие трудности ребенок испытывает с распределением своего времени, не умеет планировать свою деятельность, не может доводить дело до его логического завершения. Особому ребенку с НОДА сложно оценивать и контролировать свое поведение.
Вывод: Особому ребенку с НОДА лучше обучаться на дому, либо в образовательном учреждении коррекционного типа по индивидуальной программе с учетом его возможностей и потребностей. Разработанный комплекс мероприятий психолого-педагогической поддержки особого ребенка с НОДА в сочетании с лечебными мероприятиями должен быть направлен на наиболее полное устранение физической, психической и интеллектуальной недостаточности.
Наш Закон «О социальной защите населения в РФ» не совершенен. Но в наших силах сделать его лучше, человечнее что ли. Предлагаю в комментариях записывать свои предложения по внесению изменений в законодательство. Вместе мы – огромная созидательная сила! Пусть ваш особый ребенок станет стимулом в генерировании вами идей по совершенствованию законодательства о социальной защите. И нам, и нашим детям, а также будущим поколениям, имеющим в семье особого ребенка, это поможет пережить нелегкие испытания с наименьшими издержками.
Поделитесь этой ссылкой в социальных сетях и тем самым вы окажете посильную помощь детям-инвалидам и не только. Ведь от беды никто не застрахован.