Особый ребенок с аутизмом на первый взгляд может не отличаться в физическом развитии от здоровых детей. Однако при более пристальном наблюдении можно заметить, что для него характерны стереотипные движения (потряхивание руками, подпрыгивания, бег с искаженным ритмом…), бывают нарушения мелкой и крупной моторики. У особого ребенка с аутизмом может быть нарушена координация движений, движения могут быть вялыми, либо скованными. Особые дети с аутизмом испытывают затруднения во время игр и упражнений с мячом и другими атрибутами.
Уровень психического и речевого развития
У особого ребенка с аутизмом полностью или частично страдает способность к общению, он не откликается на свое имя. Особый ребенок с аутизмом говорит о себе в третьем лице, не использует в речи обращений и местоимений, может повторять услышанные слова и фразы словно эхо. Новая информация вызывает у ребенка стресс, переживания. В коллективе особый ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, а с годами это ощущение перерастает в тревогу.
Уровень развития интеллекта
У особого ребенка с аутизмом знания и представления об окружающем мире неполноценны, обрывочны. Уровень умственного развития варьируется от умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний. Умственная отсталость характерна в ситуациях, когда у ребенка недостаточно общения.
Основные мыслительные операции у особого ребенка с аутизмом сформированы недостаточно, а имеющие — неустойчивы. Учебный материал запоминает механистично, без осмысления. Особый ребенок с аутизмом использует стереотипные речевые клише. Умственная отсталость особого ребенка с аутизмом связана с трудностями восприятия. У усвоения и переработки новой информации – существует предел, выше которого особый ребенок с аутизмом не может прыгнуть. И постепенно отставание в умственном развитии нарастает.
Эмоционально-волевая сфера
Особый ребенок с аутизмом не имеет эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с близкими. Особые дети, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. У особых детей с аутизмом нет тяги к сверстникам, он не умеет сопереживать.
Страхи занимают важное место в формировании аутистического поведения особых детей. Иногда выясняется, что обычные предметы и явления (игрушки, бытовые приборы, шумы…) могут вызывать у ребенка чувство страха. Особый ребенок с аутизмом боится не оправдать ожиданий близких людей, боится отрицательной оценки близкими своего поведения.
Выводы: Особый ребенок с аутизмом нуждается в разработке индивидуального комплекса мероприятий психолого-педагогической поддержки с целью наиболее полного устранения нарушений психического, речевого развития, а так же эмоционально-волевой сферы.
Наш Закон «О социальной защите населения в РФ» не совершенен. Но в наших силах сделать его лучше, человечнее что ли. Предлагаю в комментариях записывать свои предложения по внесению изменений в законодательство. Вместе мы – огромная созидательная сила! Пусть ваш особый ребенок станет стимулом в генерировании вами идей по совершенствованию законодательства о социальной защите. И нам, и нашим детям, а также будущим поколениям, имеющим в семье особого ребенка, это поможет пережить нелегкие испытания с наименьшими издержками.
Поделитесь этой ссылкой в социальных сетях и тем самым вы окажете посильную помощь детям-инвалидам и не только. Ведь от беды никто не застрахован.