В зависимости от степени утраты зрения особые дети могут быть тотально слепыми, слабовидящими и дети с пониженным зрением. Степень потери зрения влияет на способность ориентироваться в пространстве. Недостаточность пространственных представлений затрудняет усвоение пространственных понятий: слева, справа, сзади, впереди, вверху, внизу. Особые дети, которые имеют пространственные нарушения, затрудняются в изображении предметов на листе бумаги, имеют затруднения при изображении геометрических фигур, так же при письме. Особый ребенок с нарушением зрения затрудняется в выполнении речевых инструкций.
Уровень развития интеллекта
Особый ребенок с нарушением зрения, как правило, имеет неполное представление об окружающем мире. В этой связи способность к анализу и синтезу у особых детей с нарушением зрения снижена. Объем кратковременной памяти особого ребенка с нарушением зрения страдает. Вместе с тем кратковременный и долговременный объем осязательной памяти особого ребенка с нарушением зрения весьма высок, равно как и слуховой памяти. Речь особых детей с нарушением зрения обеднена выразительными средствами, а также не включает в себя жесты, мимику, если они не были этому обучены. При существенной потере зрения особый ребенок c нарушением зрения чаще опирается на слуховой анализатор, а так же ребенок использует тактильно-мышечный анализатор. Он выполняет компенсаторную функцию. С помощью этого анализатора посредством прикосновений особый ребенок с нарушением зрения может определять температуру предмета, форму, величину, шероховатость. Вместе с тем слабовидящие и незрячие особые дети с нарушением зрения могут овладеть «шестым чувством» — тепловым, с помощью которого они получают информацию о предметах окружающего мира. Особо чувствительными у слабо видящих и слепых детей могут быть кончики пальцев, помощью которых они осваивают рельефно-точечный шрифт Брайля и грамоту.
Эмоционально-волевая сфера
У особого ребенка с нарушением зрения отмечается повышенная тревожность, которая может быть выражена в виде боязни всего нового, необычного. Самооценка особого ребенка с нарушением зрения занижена. Особый ребенок с нарушением зрения часто бывает плаксив, не уверен в себе. Недостаточное умение использования в речи жестов, мимики свидетельствует о том, что особый ребенок с нарушением зрения имеет недостаточный чувственный опыт.
Вывод: Особому ребенку с нарушением зрения лучше обучаться на дому, либо в образовательном учреждении коррекционного типа по индивидуальной программе с учетом его возможностей и потребностей. Разработанный комплекс мероприятий психолого-педагогической поддержки особого ребенка с нарушением зрения в сочетании с лечебными мероприятиями должен быть направлен на наиболее полное устранение психической и интеллектуальной недостаточности.
Наш Закон «О социальной защите населения в РФ» не совершенен. Но в наших силах сделать его лучше, человечнее что ли. Предлагаю в комментариях записывать свои предложения по внесению изменений в законодательство. Вместе мы – огромная созидательная сила! Пусть ваш особый ребенок станет стимулом в генерировании вами идей по совершенствованию законодательства о социальной защите. И нам, и нашим детям, а также будущим поколениям, имеющим в семье особого ребенка, это поможет пережить нелегкие испытания с наименьшими издержками.
Поделитесь этой ссылкой в социальных сетях и тем самым вы окажете посильную помощь детям-инвалидам и не только. Ведь от беды никто не застрахован.