Главной причиной УО (умственной отсталости) особого ребенка является органическое поражение головного мозга, а так же внутриутробные инфекции, наследственность.
В зависимости от степени поражения головного мозга особого ребенка с УО различают: тяжелая степень (глубокая умственная отсталость) – это идиотия, когда почти полностью отсутствует речь и мыслительная деятельность. Особые дети с тяжелой формой УО нуждаются в постоянном постороннем уходе. При средней степени УО (имбецильность) у особого ребенка заметны физические дефекты (головы, лица, органов движения). Особый ребенок со средней степенью УО чаще всего не обучаем, но может владеть навыками самообслуживания. При легкой степени УО (дебильность) особый ребенок позже начинает сидеть, ходить, однако он обучаем.
Уровень психического развития
Формирование высших психических функций у особого ребенка с УО происходит специфично. По этой причине у особого ребенка с УО страдает звуковая культура речи и сама речь: замедлено овладение словарным составом, слабо развит фонематический слух. Развитие особого ребенка с УО происходит медленно и неравномерно в разные возрастные периоды. У особого ребенка с УО страдает аналитико-синтетическая деятельность, значительно отстает формирование предметной деятельности.
Уровень развития интеллекта
У особого ребенка с УО преобладают грубые недостатки речи, снижена способность к запоминанию стихов, имен и другой информации. Поздно формируется фразовая речь. Особые дети с легкой и средней степенью УО понимают обращенную к ним речь значительно позднее, чем их здоровые сверстники. Внимание особого ребенка с УО неустойчивое, концентрация внимания слабая. У особого ребенка с УО преобладает конкретно-образное мышление, плохо развито абстрактное мышление. Познавательные процессы у особых детей с УО развиты слабо.
Эмоционально-волевая сфера
Обедненность словарного запаса мешает особым детям с умственной отсталостью выражать свои мысли, чувства, желания, с этим связана эмоциональная пассивность. В зависимости от формы и степени умственной отсталости особые дети могут быть импульсивны, часто проявляют агрессию к близким людям, осуществляющим уход за ними. Несформированность способности к общению и отсутствие потребности в общении у особых детей с УО объясняется малым количеством контактов. Особые дети с УО часто бывают медлительны, характеризуются повышенной утомляемостью. Поскольку особые дети с УО обладают повышенной внушаемостью, возникает опасность подвергнуться влиянию негативных компаний сверстников.
Вывод: Особый ребенок с УО может обучаться на дому, либо в образовательном учреждении коррекционного типа по индивидуальной программе с учетом его возможностей и потребностей. Разработанный комплекс мероприятий психолого-педагогической поддержки особого ребенка с УО должен быть направлен на наиболее полное устранение психической и интеллектуальной недостаточности.
Наш Закон «О социальной защите населения в РФ» не совершенен. Но в наших силах сделать его лучше, человечнее что ли. Предлагаю в комментариях записывать свои предложения по внесению изменений в законодательство. Вместе мы – огромная созидательная сила! Пусть ваш особый ребенок станет стимулом в генерировании вами идей по совершенствованию законодательства о социальной защите. И нам, и нашим детям, а также будущим поколениям, имеющим в семье особого ребенка, это поможет пережить нелегкие испытания с наименьшими издержками.
Поделитесь этой ссылкой в социальных сетях и тем самым вы окажете посильную помощь детям-инвалидам и не только. Ведь от беды никто не застрахован.