Образовательные потребности особого ребенка с нарушением зрения (часть 1)

Социализация особого ребенка с нарушением зрения.

Процесс формирования разносторонне развитой личности начинается, по сути, с момента рождения. Развитие может идти различными путями и быть достаточно специфичным, основанным на образовательных потребностях особого ребенка с нарушением зрения. Особенности развития на разных этапах взросления обуславливаются, прежде всего, физическими данными ребенка.

Особые образовательные потребности имеют дети с нарушением функции зрения. Программы обучения и воспитания, ориентированные на слепорожденных, ослепших имеют значимые различия, поскольку здесь иные образовательные потребности. То же самое касается методик, удовлетворяющих образовательным потребностям особых детей с разной степенью снижения остроты зрения. Объединяет программы обучения и воспитания общая цель – восстановление, компенсация, коррекция недоразвитой или нарушенной функции.

Первичным в работе с особыми  слепыми и слабовидящими детьми (с целью определения образовательных потребностей)  является понимание особенностей зрительных возможностей. Они учитываются в психолого-педагогической деятельности, развитии, реабилитации и воспитании в семье. Крайне важной является объективная и адекватная оценка зрительной патологии. Недооценка и переоценка одинаково вредны. В первом случае особый ребенок лишается возможности активно пользоваться зрением, которое берегут родители и педагоги. Во втором дефектное зрение нещадно эксплуатируется. В результате процесс обучения наносит ощутимый вред, ухудшая неполноценную функцию и снижая вероятность эффективной коррекции и  реабилитации. Перегрузка дефектного зрения чревата его полной утратой.

Удовлетворение образовательных потребностей особого ребенка предусматривает кропотливую, систематическую совместную работу родителей и специалистов в области тифлопсихологии, тифлопедагогики. Процесс затрагивает все сферы: психическую, эмоционально-волевую, интеллектуальную.

Психическое развитие 

Психика слабовидящего и слепого особого ребенка развивается под воздействием двух основных факторов:  тяжести зрительного дефекта и времени его возникновения.

Современная тифлопсихология не рассматривает психическое развитие таких детей как аномальное. Согласно ее положениям, слабовидящий или слепой особый ребенок является полноценной активной личностью, имеет возможность восполнить непосредственный дефект сенсорики за счет разнообразной когнитивной деятельности.

Специфика психического развития особых детей с дефектами зрения обусловлена активацией компенсаторных функций. Речь идет, прежде всего, о восприятии звуков и их дифференцировке, развитии осязания. Отдельные сферы мало зависят от зрительного дефекта. Например, у слепорожденных младенцев соответственно возрасту развиваются двигательные реакции, навыки манипулирования предметами. В этом они нисколько не отстают от зрячих сверстников. Значительное отставание в развитии начинается в 6-месячном возрасте и впоследствии только усугубляется.

Для полноценного развития психики слепого, слабовидящего особого ребенка в соответствии с его образовательными  потребностями психолого-педагогические мероприятия важно начинать как можно раньше. Суть их заключается в создании полисенсорной среды, богатой контактными и дистантными раздражителями. Благодаря последним, особый ребенок с дефектами зрения учится ориентироваться в этом мире. Круг раздражителей должен быть максимально расширен. Возбуждение обоняния, осязания, вкуса, слуха приурочивается к различным видам деятельности и устанавливает устойчивые связи между действиями, объектами.

Дальнейшее развитие предусматривает усовершенствование предметной деятельности, увеличение опыта, создание широкой сенсорной базы, усложнение осязательного восприятия окружающего мира.

Предлагаю на страницах этого сайта делиться своими успехами в преодолении недуга вашего особого  ребенка. А так же сообщать, где  (в каких учреждениях) сейчас наиболее эффективно лечат, либо эффективно оказывают коррекционную помощь детям по   заболеванию вашего особого ребенка.

Ваш позитивный опыт  будет полезен другим людям. Что само по себе очень важно! Давайте помогать друг другу! Мы все в одной лодке: кому-то поможем мы, а кто-то поможет нам.

Вместе с тем слово «помощь»  не стоит понимать буквально. Речь идет не о финансовой помощи. Но иногда вовремя данный совет, подсказка бывает ценнее денег. Ведь упущенное время в вопросах реабилитации ребенка не вернешь никакими деньгами!

 

Обновлено: 26.03.2020 — 12:55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *