Образовательные потребности особого ребенка с ДЦП (1 часть)

Obrazovatelnie potrebnosti osobogo rebionka s DTSP1

Образовательные потребности особого ребенка с ДЦП1

Физическая реабилитация.

В 1 части статьи «Образовательные потребности особого ребенка с ДЦП» сделан упор на первостепенную необходимость физической реабилитации и необходимость ее увязки с психолого-педагогической коррекцией.

 Когда здоровый ребенок научился ходить, то никого не удивляет, что он совершает тысячи различных движений. Ведь только так  он сможет научиться управлять своим телом, удерживать равновесие, обрести ловкость и овладеть навыками самообслуживания.

Особый ребенок с тяжелой степенью ДЦП при наличии спастико-гиперкинетического синдрома лишен возможности совершать произвольные движения. Парез (парализация) мышц и принудительные (насильственные) движения сковывают особого ребенка, обрекая его на  постепенное угасание. По этой причине особый ребенок не развивается не только физически,  но и страдает его интеллект. Вследствие этого образовательные потребности особого ребенка с ДЦП находятся в тесной взаимосвязи с физической реабилитацией и начинаются именно с нее.

Особое внимание в занятиях  лечебной гимнастикой  уделяется тем двигательным  навыкам, которые более  всего необходимы в жизни. Необходимо начать коррекцию двигательных нарушений особого ребенка с ДЦП как можно раньше. Это приоритетная задача, поскольку  поможет избежать более серьезных двигательных нарушений в дальнейшем, а так же выявит компенсаторные возможности мозга  особого ребенка с ДЦП. Чтобы определить  образовательные потребности особого ребенка с ДЦП в физической реабилитации, необходимо проанализировать – имеются ли   контрактуры, а так же патологические изменения положения тела особого ребенка: спины, головы, шеи, и работу необходимо начать именно с коррекции этих нарушений. Комплекс ЛФК по физической реабилитации  должен выполняться не менее 2 раз в день и содержать упражнения (пассивные, либо активные в зависимости от тяжести  состояния особого ребенка по заболеванию), которые направлены на устранение неправильного положения тела особого ребенка с ДЦП, на восстановление нарушенных рефлексов, а  так же на формирование мышечного корсета. С помощью ЛФК при правильном подборе упражнений, удовлетворяя образовательные потребности особого ребенка в физической реабилитации, появляются правильные двигательные ощущения, снижается спастичность мышц и уменьшаются насильственные движения.  Важно помнить, что особый ребенок с тяжелой формой ДЦП  не должен находиться в одной позе более 20 минут. Особый ребенок с тяжелой степенью ДЦП чаще всего не способен самостоятельно выполнять упражнения. Однако элементарные движения на надувном матрасе, где под контролем взрослого  обеспечивается полная безопасность особого  ребенка, могут оказать неоценимую помощь в формировании элементарных произвольных  движений, в снижении спастичности мышц, в уменьшении насильственных движений и коррекции  положения тела.

Длительные курсы  массажа в сочетании с  ЛФК при ДЦП способствуют снижению тонуса сухожилий и мышц особого ребенка и в наибольшей степени определяют образовательные потребности особого ребенка с ДЦП в физической реабилитации. Если нарушено местное кровообращение, происходит  нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга и, как следствие, их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это  единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС. Благодаря массажу усиливается защитная функция организма и повышается иммунитет. Происходит регенерация поврежденных областей мозга за счет активного деления клеток.

Вода – уникальная среда для проведения упражнений, которая в наибольшей степени способствует  коррекции двигательных нарушений с тяжелой формой ДЦП.  Во время занятий в бассейне значительно уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат, что способствует более быстрому освоению произвольных движений. Во время плавания  у ребенка появляется чувство равновесия, движения рук и ног с течением времени становятся более согласованными, улучшается кровообращение в тканях и сосудах организма,  улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Для развития мышц полезен гидромассаж. При наличии насильственных движений важно упражнения выполнять под музыку.

Для лечебной гимнастики в зависимости от характера двигательных нарушений используются различные приспособления: сенсорные мячи большого размера  различной формы, вертикализаторы, скафандры, кресла с возможностью фиксации  особого ребенка, валики, поручни, обручи, гимнастические палки. Локально под контролем мед.персонала используются  иппликаторы Кузнецова, Ляпко, Су-джок. ЛФК позволяет развивать функции руки, координировать действия рук под контролем зрения при сохранном зрительном анализаторе. При легкой и средней степени  ДЦП особый ребенок может выполнять упражнения перед зеркалом, что  позволяет корректировать траекторию движения  руки в зависимости от поставленной задачи. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами. Это способствует формированию равновесия, у ребенка возникают адекватные двигательные ощущения.

Важно, чтобы ребенку во время выполнения упражнений давались правильные установки (речевые инструкции), что в значительной степени повышает коммуникативные способности ребенка.

Важно поощрять даже самый малый успех в выполнении упражнений особым ребенком, поскольку это является не только хорошим стимулом, но и залогом успеха в коррекции двигательных нарушений и реализацией  важной составной части образовательных потребностей особого ребенка.

Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. 

Предлагаю на страницах этого сайта делиться своими успехами в преодолении недуга вашего особого  ребенка. А так же сообщать, где  (в каких учреждениях) сейчас наиболее эффективно лечат, либо эффективно оказывают коррекционную помощь детям по   заболеванию вашего особого ребенка.

Ваш позитивный опыт  будет полезен другим людям. Что само по себе очень важно! Давайте помогать друг другу! Мы все в одной лодке: кому-то поможем мы, а кто-то поможет нам.

Вместе с тем слово «помощь»  не стоит понимать буквально. Речь идет не о финансовой помощи. Но иногда вовремя данный совет, подсказка бывает ценнее денег. Ведь упущенное время в вопросах реабилитации ребенка не вернешь никакими деньгами!

Обновлено: 03.09.2019 — 21:25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *