Особый ребенок с ЗПР (задержкой психического развития) физически может не выделяться среди здоровых детей. Да и психические отклонения у особого ребенка с ЗПР можно заметить не сразу. Главной причиной отставания в психическом развитии являются органические повреждения головного мозга, врожденные либо возникшие во время родов или в раннем детстве особого ребенка. Генетическая недостаточность центральной нервной системы, а так же интоксикации, инфекции, аллергические состояния, травмы так же могут приводить к замедлению темпа психического развития особых детей с ЗПР.
Уровень психического развития
Особый ребенок с ЗПР имеет замедленный темп психического развития. Ограниче ния психических и познавательных возможностей не позволяют особому ребёнку с ЗПР успешно справляться с заданиями, которые ему предъявляются. У такого ребенка замедлена скорость приёма и переработки сенсорной информации. Для особого ребенка с ЗПР характерны: недостаточная сформированность умственных операций, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов.
Уровень развития интеллекта
Нетрудно заметить, что знания об окружающем мире у особого ребенка с ЗПР фрагментарны. Наблюдается отставание в речевом развитии: недостатки произношения, имеются трудности в построении предложений и ограниченность словаря. У особого ребенка с ЗПР преобладают простые мыслительные операции. Логическое мышление затруднено, внимание неустойчивое. Бывают сложности при установлении причинно-следственных связей, а так же несовершенна функция анализа и синтеза поступающей информации. У особого ребенка с ЗПР страдает память, как кратковременная, так и долговременная. Восприятие особого ребенка с ЗПР характеризуется неточностью и замедленностью.
Эмоционально волевая сфера
Неустойчивость эмоционально-волевой сферы особого ребенка с ЗПР проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на определенной деятельности. Особые дети с ЗПР имеют трудности в установлении контактов как со взрослыми, так и с детьми. Эмоциональные расстройства особых детей с ЗПР: часто испытывают страх, тревожность. Вместе с тем у особых детей с ЗПР отсутствуют яркие эмоции, у них повышена утомляемость. Особый ребенок с ЗПР нерешителен, безынициативен.
Выводы: Образовательные потребности особого ребенка с ЗПР вытекают исходя из проблем в его развитии. Особый ребенок с ЗПР нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых, в положительной оценке его действий. Это относится не только к предметно-практической деятельности, но и к межличностному взаимодействию. Наравне с учебной и познавательной деятельностью особых детей с ЗПР, должно идти эмоциональное развитие.
Наш Закон «О социальной защите населения в РФ» не совершенен. Но в наших силах сделать его лучше, человечнее что ли. Предлагаю в комментариях записывать свои предложения по внесению изменений в законодательство. Вместе мы – огромная созидательная сила! Пусть ваш особый ребенок станет стимулом в генерировании вами идей по совершенствованию законодательства о социальной защите. И нам, и нашим детям, а также будущим поколениям, имеющим в семье особого ребенка, это поможет пережить нелегкие испытания с наименьшими издержками.
Поделитесь этой ссылкой в социальных сетях и тем самым вы окажете посильную помощь детям-инвалидам и не только. Ведь от беды никто не застрахован.