В начале наших занятий мама Даши говорила о том, что память у Даши просто никуда не годится. По несколько часов они вместе готовят домашнее задание. Читает Даша медленно. Запоминает материал очень плохо, очень невнимательна.
В частности, мама Даши говорила: — У нас такой большой завал с уроками. Вообще ничего не успеваем. Мы так долго с ними сидим. Особенно долго сидим с историей. Это прямо какая-то беда. Один параграф учим три часа. Даша не запоминает даты…
Примерно через 2.5 месяца занятий на Тренинге Суперспособности Даша отмечает:
— Я стала более внимательнее слушать объяснение учителя и запоминать все с первого раза.
Приведу пример. У меня был такой момент: мы с мамой сидели и мама говорила: «Решай!». Задание по математике мы с нею делали. Но я не могла решать: то там телик, то там Алиса орет. И я не могла сосредоточиться на задании по математике. А сейчас: Алиса орет, мне нормально, телик орет, а я могу все решить. Раньше я говорила: «Мама, выключи телевизор, я не могу решить задание по математике».
Спрашиваю Дашу: «Я правильно понимаю: сейчас тебя посторонние звуки уже не отвлекают от умственной работы?» «Да, я могу сосредоточиться в любой обстановке».
Этот факт говорит о том, что нам удалось на тренинге решить одну из наиболее важных задач: восстановить устойчивое внимание, наладить распределяемость внимания. Поскольку без решения вопросов, связанных с восприятием, невозможна переработка информации, а уж тем более ее воспроизведение. То есть осмыслить информацию ребенок не в состоянии, а уж запомнить и пересказать ее и подавно.
— Я научилась быстро находить в тексте важную информацию. И текст запоминается легко. Даже если я прочла текст 1 раз, я могу его пересказать практически наизусть.
— Отлично. Теперь: стихи как ты учишь?
— Я прочитала несколько раз стихотворение вечером, под подушку книжку положила, а на следующее утро – я все выучила.
— Очень хорошо! А раньше для этого требовалось сколько времени?
— Раньше я учила с мамой. Я читала, читала и 5, и 10 раз. Подходила к зеркалу, пересказывала. Если я что-то не запомнила, я снова подходила к книжке, читала и опять к зеркалу шла. И так много раз. А сейчас я стала учить без мамы. Когда я впервые выучила без мамы стих, она офигела.
— Скажи пожалуйста: время подготовки домашнего задания сейчас сократилось у тебя по сравнению с прошлым учебным годом?
— Время подготовки? Да.
— Расскажи, как это происходит?
— Раньше я читала по полчаса, по часу, чтобы пересказать. Вот. А сейчас у меня нет затруднений прочитать… Типа я 1 раз прочитала и все: я выучила.
— Скажи пожалуйста: во сколько раз возросла скорость твоего чтения, как ты думаешь?
— Где-то, наверное, раз в 6. Нет, не в 6 – это много. Раза в 3-4 примерно, где-то так.
На самом-то деле практически на каждом занятии мы обязательно производим замеры скорости чтения. Только я не всегда озвучиваю результаты тестов. Мне важно, чтобы ребенок сам объективно оценивал свои возможности.
— Сейчас я перед тем, как пересказать учительнице что-нибудь, я стала более уверена в себе. Я начала… У меня самооценка поднялась.
— Правильно, правильно. А еще я хотела спросить. Помнишь, ты мне рассказывала: я каждый раз боялась, что меня спросят и лихорадочно пыталась найти нужную мне информацию… Сейчас уже этого страха нет, как я поняла. Уже достаточно 1 прочтения и ты практически наизусть пересказываешь текст. Помнишь, как ты говорила: по истории ты уже хорошо запоминаешь даты. Сама расскажи об этом. Ты говорила, что на перемене один раз прочла параграф и ты пересказала на какую оценку?
— На пять!
Конечно, для решения этих вопросов надо было немало потрудиться. Много различных упражнений требовалось выполнять ежедневно, чтобы решить такой пласт проблем: здесь и вопросы развития внимания, вопросы, связанные с развитием всех видов памяти, увеличением полей зрения, увеличением скорости чтения, увеличением словарного запаса, повышением самооценки и стрессоустойчивости…
К разговору подключилась мама Даши:
— Претензий нет. Правда один раз у нас с биологией была проблема. Но я прикрикнула на нее и сказала: «Если ты сейчас мне не перескажешь, я из тебя душу вытрясу. Она пошла быстро прочла и все прекрасно пересказала. Все пересказала чудесно. Претензий не было вообще!»
Как дела у Даши с заучиванием стихов? Как вы оцениваете?
— Она их не учит, она просто читает и на следующее утро пересказывает на 5 в школе. То есть зазубривать, как мы раньше это делали, она перестала. Она стала запоминать, как зовут ее друзей. Она не запоминала хронически кого и как зовут. Она даже не могла назвать имя своей лучшей подруги! То есть ей это было как-то не надо. Недавно она ездила на конференцию и запомнила всех своих друзей, из каких городов они. Раньше у нее этого не было. У нее все друзья были безымянные и неизвестно откуда.
Этот ролик вы можете посмотреть на You Tube (на моем канале).